воскресенье, 16 марта 2014 г.

Военные игры и игрушки

Давно просится эта тема... но она такая сложная, неоднозначная, что никак мне было к ней не подступиться... И боюсь, что до конца, а может даже до половины раскрыть ее не получится... Так как, возможно, я не готова к  разговору....

Военные игры мальчиков или патриотическое воспитание. До недавнего времени эта тема хоть и была для меня сложной и неоднозначной, но все же не такой острой как сейчас. Все хотят мира... а получают непонятно что... 

Как просто было раньше... Военные игры мальчиков после Победы над фашизмом были, если можно так сказать, гармоничны. Отрицательные и положительные роли были четко распределены и понятны. Как правило, покупка военных игрушек не вызывала ни у кого неприятных ассоциаций. Не хватало денег на покупные автоматы и пистолеты - мальчишки  делали их из того, что было под рукой.

Вот типичное стихотворение, представляющее ту самую военную игру.

Со всех  сторон летит - ура!
Идет военная игра.

Я Иванова в плен беру.
А Иванов дерется.
Он говорит - Скорей умру!
И, значит, не сдается.

 
Его веревкой я связал,
А он веревку разорвал.
Откинул проч веревку - 
И сразу за винтовку.

Я говорю ему: - Игра...
А он кричит:  - Вперед! Ура!
Кто на войне сражался - 
Так просто не сдавался.

Со всех сторон летит - ура!
Идет военная игра.

К сожалению, обложка книги утеряна, поэтому кто автор и художник - не знаю. Буду рада, если кто-то подскажет.



Вот честно, уже не знаю как относится к военным играм... 
Изначально я была против покупки Лёве военных игрушек... Не получилось... собрался целый арсенал.... 

Например, не так давно Лёве подарили вот таких солдатиков.

Битва при Катр-Бра

Набор солдатиков (42 пешие фигуры, 28 конных, 2 пушки)
Художник: Уокерлу Кристофер
Издательство: ИД Мещерякова, 2012 г.
Битва при Катр-Бра солдатики

Хороший набор... Солдатики Кристофера Уокерлу - исторически достоверные игрушечные солдаты из плотного картона. Фигурки легко вынимаются (вырубка), сделано все очень качественно. 

В наборе также пластиковые подставки для солдат, и детали для сборки пушек.

Битва при Катр-Бра солдатики

Подробности по ссылке дальше...



Вот так собираются пушки. Можно сделать и самим такие - нужны только длинные болты и гайки, ну и сами пушки из картона сделать.


Битва при Катр-Бра солдатики

Вот так заряжается резинка и пушка стреляет.


Битва при Катр-Бра солдатики

Выстраиваем солдатиков и начинаем играть.


Битва при Катр-Бра солдатики


Битва при Катр-Бра солдатики


Битва при Катр-Бра солдатики


Битва при Катр-Бра солдатики

К набору этих солдатиков у меня нет никаких претензий. Хороший, даже отличнейший игровой набор.

НО! Есть в наборе раненые солдаты.... Вот такие.... 


Ставлю фото из Лабиринта, потому что раненых солдат из своего набора я как только увидела - сразу от Лёвы спрятала.... и теперь даже найти их не могу...

Так вот, вопрос в чем, вопрос  в том, что мы готовы покупать детям военные игрушки, солдатиков, но мы не готовы показать, что происходит, когда люди стреляют друг в друга....

А представляете, война - это оторванные руки и ноги... разорванные шеи и головы. А наши дети... стреляют... понарошку, конечно... Они ведь пока не знают, что война - это оторванные руки и ноги...

Не знаю, честно говоря что делать... Очень плохо, что у меня до сих пор нет какой-то твердой позиции по этому вопросу... Мальчик - защитник Отечества... так спокойно, когда это произносится в совершенно мирные времена.... когда максимум свою семью от хулиганов, возможно, придется защищать... 

***
Вот пока писала пост нашла про военные игрушки.

Правила: 

Можно сражаться – нельзя убивать 
Можно стрелять в цель – нельзя расстреливать людей
Можно защищать – нельзя нападать 
Можно воевать с достойным противником – нельзя с безоружным и слабым 
Можно злиться – нельзя ненавидеть 
Можно проявлять великодушие – нельзя жестокость

Автор считает, что игра в сражения - это естественная потребность, вырастающая в каждом современном мальчике из древнейших корней генетической памяти... 

Необходимо поддерживать это мужское качество, но не давать ему обернуться агрессией и жестокостью, а направлять в русло осознания своей силы, ответственности за слабых, умения найти «безкровный» компромисс.


***

..... А мне вот этот стих Сергея Михалкова очень нравится:

Мир

Женя празднует рожденье — 
Юбиляру восемь лет! 
Подарили гости Жене: 
Пушку, танк и пистолет.

И, совсем как настоящий, 
Как бывает у солдат,—
Черный, новенький, блестящий, 
С круглым диском автомат. 

Гости кушали ватрушки, 
Женя в комнате играл — 
Он военные игрушки 
По частичкам разбирал. 

— Что же ты наделал, Женя?!
 Все сломал? Какой кошмар!.. 
— У меня разоруженье! 
— Громко крикнул юбиляр.





***
..... «Если кто забудет о войне, ­ вновь будет война». Эти слова были сказаны поэтом Робертом Рождественским... 

***

..... Также за последний месяц я поняла, что многие люди, по крайней мере в двух государствах, не знают истории.... даже своей страны. Такими людьми легко управлять, легко манипулировать.... 

Поэтому.... мамы, изучаем с детьми историю! Занимаемся, читаем, думаем! Своей головой! 

***

Буду рада, если вы поделитесь своими соображениями... Нужны ли мальчикам военные игры?


Спасибо за Ваше внимание!
Thank you for your attention!

Использование информации и фото разрешается только при наличии индексируемой гиперссылки. 


12 комментариев:

  1. Как-то сложно написать своё отношение к написанному в двух словах. Мальчик от рождения - защитник, воин. И играть в солдатиков ему просто необходимо. Вот только вопрос в том: Как? Какие цели и задачи Вы перед ним поставите. Каково Ваше своё вИдение и отношение к этому: если взрослый сам жесток, то и ребенок будет играть также.
    В последнее время в образовательных учреждениях больше стало уделяться внимания патриотическому воспитанию и это радует. И совершенно, Лена, правы, родители должны больше с детьми читать, смотреть хорошие фильмы, ходить в музеи, учить ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ свою Родину и обязательно знать историю, и не только детям, но и учителям истории, как это не банально бы звучало...
    Мой сын человек миролюбивый и особо никогда не проявлял интерес с войнушкам, никогда не просил купить ему пистолет. У него есть солдатики, ему подарил старший мальчик из нашего двора "по наследству", ещё видимо советских времён они, вот он с ними до сих пор играет, правда, почему-то у них все сабли-шпаги Андрюшка поотламывал... Вот интересно почему? Сама теперь задумалась...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна, спасибо за ответ! В голове у меня что-то полная каша по этому вопросу (хотя еще месяц назад более-менее стройно было, теперь все перепуталось, вот, пытаюсь собрать заново.... ) Лева у меня тоже миролюбивый, но в солдатики с удовольствием играет, с пистолетами/ружьями во дворе с удовольствием бегает. Я сразу, конечно, как-то старалась это все направлять по другому. например, мальчишки в друг друга целятся - говорю - в друг друга нельзя, неприятель вон там в кустах.... Ну как-то так.... Просто что-то как-то сама идея войнушек/стрелялок мне не по душе... Может потому что я "девочка" )))) Может я зря как-то волнуюсь... Не знаю, сама уже если честно запуталась....

      Вот правда, интересно, что Андрюша у вас все сабли-шпаги солдатам поотламывал - интересно, что скажет, если спросить почему...

      Ну и про защиту Родины... Как-то так получилось, что у меня половина друзей мужского пола в армию не ходили, они абсолютно невоенные люди (творческие в основном). А другая половина не то что в армию ходили - в горячих точках служили (Чечня, Таджикистан). Так вот, именно вторая половина друзей, когда встает вопрос о защите Родины, говорит, что да - мы пойдем в первых рядах, потому что мы были на войне, мы знаем, что если не мы, то кто защитит наши семьи? .... Эх.. так сложно быть мамой мальчика в этом отношении..... ((((

      Удалить
  2. ЛЕна, военные игры детям нужны -это мое твердое мнение. КОнечно, дети разные и уровень агрессивности разный. Вот приведу пример из своей практики. Ко мне ходит мальчик, 4,6 лет. Строим песочные миры: первые 3-4 встречи исключительно мир принцессы (тесная связь с мамой). В последующие встречи я учу этого мальчика защищать принцессу, а для этого ему надо армию создать и т.д. (в моей коллекции фигур есть много солдатиков с оружием). Таким образом, я формирую у этого мальчика маскулинные черты (мужественные). Ведь он защитник, мужчина в будущем. И играя в принцесс, вряд ли обретет благоприятное положение у сверстников с одной стороны, а с дугой будет чувствовать себя неуверенно. Другой пример: мальчик проявляет повышенную агрессивность: одни танки рушат всю страну. Вот этого мальчика я учу договариваться мирным путем, привожу примеры полководцев, умеющих договариваться.

    Что касается моих сыновей, то и у Кирилла и у ИВана есть и пистолеты, и кинжалы, и ружья и т.д. Муж увлекается оружием (охотник). Мои дети не агрессивны, несмотря на обилие игрушечного оружия дома. Меня больше напрягают компьютерные игры, играя в которые дети с легкостью убивают и т.д. Играя " вживую" можно почувствовать боль, а по ПК ее не чувствуешь. Как-то так...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алена, спасибо за ответ! Сижу, "собираю обратно" свою голову по этому вопросу )) Вот то, что мальчик защитник - это мне понятно... Меня как-то напрягает то, что стрелять-то мальчишки стреляют, но делают это как-то абстрактно что-ли... То есть они не задумываются, что это оружие, которое убивает... Я вон как быстро раненых солдатов спрятала..... Побоялась показать... Может зря волнуюсь... мальчики - это же другая планета...

      Вот хорошее замечание про договор мирным путем! И про полководцев, которые мирно договариваются.... Но... не всегда думаю, получится так играть: наблюдаю за мальчишками - им же часто нравится просто кулаками помахать - в игре. То есть они не ссорятся/дерутся, а именно играют так....

      Наверное у меня в связи с политическими событиями как-то эта тема обострилась... И вообще в последнее время просто по другому ко многому относится стала. Например к охоте... Раньше как-то все равно было. Дед и отец были охотниками. Дома часто была дичь, птица... В игрушки мне отдавали красивые птичьи хвосты... И как-то не воспринимались они как хвосты убитых птичек.... А сейчас даже читать ребенку не могу про охоту ((((( Скоро буду как монах-джайнист с метелочкой ходить...

      Удалить
  3. Тема сложная, сама поначалу напрягалась, когда сыну достали игрушечное оружие ( мужа ещё). Потом расслабилась. Помните песню:" Мальчишек опять призывает мечта, трубач не играет отбой..."? Не помню, откуда песня, с детства знаю. Пусть мальчишки жалеют, что все войны прошли без них и все победы достались другим. И дай бог, чтоб так оно и было. Мы ведь тоже не знаем, что такое война. Все мы, кто войну только по телевизору видели. При мне ни разу ни в кого не стреляли. Но я всё же понимаю, что война - это кровь и грязь. И ребёнок поймёт, если ему об этом рассказать.
    Мнен отец как-то рассказал, что, когда ему было лет 6, на его глазах трамвай переехал человека. И его мама специально подвела его поближе, чтоб мог в красках увидеть, что бывает на дорогах. Мне поначалу не по себе стало от этого рассказа. А потом я поняла, что так и надо. Да, ребёнка это может напугать и шокировать. Но он должен знать правду. Не знаю, правда, рискнула бы я подвести сына к искалеченному телу...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот да, с одной стороны вроде бы надо как-то говорить правду, а с другой стороны, думаю, для ребенка это будет травмой..... Поэтому я раненых солдат из набора и спрятала....

      А про войну... Ох... так хочется, чтобы дети про нее только из книг и фильмов узнавали... К сожалению, некоторым моим ровесникам-мужчинам пришлось повоевать и в наше время ((( (Чечня, Таджикистан). И если те, кто еще как военный был хоть деньги получили (как бы это цинично не звучало), то два знакомых просто были призывники. Ребята, которые просто в армию пошли, а их сразу на войну... ту самую, настоящую ((( А потом сложности с устройством на работу были - не очень-то хотят работодатели таких брать (у обоих знакомых контузия была).

      Удалить
  4. Как я рада, что заглянула к вам на огонёк! Приятно познакомиться. Я - Инга. Эта тема очень мне близка, спасибо, что подняли. Я тоже собираюсь о ней говорить в своём блоге... Моему малышу сейчастолько месяц, как 4ре года исполнилось. Но почти в два он начал играть в богатырей. И как играть! Целыми днями мы только бились. И переключить его на другие игры было не возможно! Он просто воин, по сути своей.
    Я согалсна с предыдущими ответами - тема не на два слова. Очень много ньюансов. но уверена - мальчики ДОЛЖНЫ игратьв войну, в битвы, иметь оружие. Более того, уверена, что мальчики должны драться и бороться между собой. Но в наше время им не дают такой возможности. два старших сына ни разу не дрались за свою школьную жизнь=) Конечно. с точки зрения мамы - это замечательно. А с точки зрения развития мужественности?
    К соалению сейчас преобладает женское воспитание. А мы, женщины. естественно боимся драк, крови и т.д. А мужчинам всё это необходимо. К сожалению. Нам этого не понять. И не надо понимать, я думаю. нам надо помочь направить. а лучше передать в руки пап. НО, ещё раз повторюсь- сказать хочется много и о многом!..Подумаю, может ещё приду писать=)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже очень приятно! Я - Лена )) А меня Лева (скоро 7) сначала в "войнушку" вообще не играл. Его лет до трех только машинки интересовали, а потом уже как-то включился в стрелялки/войнушки... Но побороться, повозиться, подушками покидать всегда был готов, конечно ))

      Вот про военные игрушки.... да сложная тема, я поэтому в начале и написала, что только попытаюсь поговорить... Сложно....
      В принципе согласна, что военные игрушки нужны... Но все равно не покидает мысль, что мальчики сначала играют, а потом переносят это все в жизнь - то есть кто-то обязательно нападает, кто-то защищает..... А если не будут дети в войнушку играть? Но... если это у мальчиков в крови... наверное, это нереально...

      А думать мне приходится.... папа у нас абсолютно миролюбивый, творческий, в армию не ходил, далек от политики и т.п... Даже в солдатиков с Левой приходится мне играть...

      Удалить
  5. Уверена, что мальчишкам нужны стрелялки и войнушки, и что рано или поздно они столкнутся с жестокостью ( в школе, во время игры в компьютерные игры, по телевизору). И конечно мама должна рассказывать ребенку о войнах, о жертвах, о печальных последствиях...Другой вопрос, что с наглядной демонстрацией увечий и ранений можно и повременить (я бы и сама не хотела смотреть на оторванные руки и ноги). Мне кажется, ребенку достаточно знать и понимать, что на войне умирают, что на войне больно. Как именно убивают - не так уж и важно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот так ужасно как-то звучит, что придется столкнуться с жестокостью... Ну да, понятно, что конкретика не нужна... Но все же не покидает мысль, что мы сами даем детям в руки игрушечное оружие, а потом многому удивляемся ((( Кстати, наша заведующая детского сада прямо на собрании советовала мамам мальчиков оружие игрушечное не покупать...

      Удалить
  6. Как раз сегодня писала пост про оружие своими руками - томагавк из фанеры. Сын хочет играть-биться своим реалистичным оружием -замечательно, считаю. А вот компьютерные "я его бью по голове до крови" терпеть не могу..
    Еще есть замечательная песня Высоцкого(она есть в Балладе об Айвенго) :
    Детям вечно досаден
    Их возраст и быт -
    И дрались мы до ссадин,
    До смертных обид.
    Но одежды латали
    Нам матери в срок,
    Мы же книги глотали,
    Пьянея от строк..

    Когда ее слушаю, хочется плакать -мальчикам назначено быть бойцами, защитниками, но так не хочется думать, что ТВОИ мальчики будут воевать..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О! Как верно вы подметили! Это точно, не хочется думать что именно ТВОИ мальчики будут воевать... при всем понимании мальчишеской природы и т.п....

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...