пятница, 9 мая 2014 г.

Война в судьбе моей семьи

 War in the fate of my family


"Война в судьбе моей семьи" - сочинение с таким названием написал мой двоюродный брат Леша около десяти лет назад. Сочинение было для конкурса по русскому языку, брат занял призовое место и его напечатали в сборнике. 

И вот ведь какое дело: прошло много лет, а нашла я это сочинение случайно в интернете. Несколько сайтов, продающие "курсовые, рефераты и тп" разместили его у себя как товар. Я писала администраторам, сочинение убирали, потом оно снова где-то возникало... 

Моего любимого деда Ивана, о котором идет речь в сочинении, уже нет в живых... Ушла из жизни и мама брата Леши - моя тетя Оля, которая и предложила написать эту работу на конкурс...  Сегодня - в День Победы я решила разместить сочинение брата на своем блоге... Как память о тех, кто мне очень дорог...  Моя бабушка, о которой также рассказывается в сочинении, живет в моем родном городе - Томске.

Сочинение - по ссылке дальше



Война в судьбе моей семьи

Недавно мне моя мама сказала: «Давай напишем о твоем дедушке, о моем отце Зитове Иване Игнатьевиче, участнике Великой Отечественной, потому что сколько бы лет не минуло с той поры, память вновь и вновь будет возвращать нас в огненные военные годы, так как эта война стала не только суровым испытанием для нашего народа, но и для нашей большой семьи. А от того, как относится человек к героическому прошлому своих отцов и дедов, зависит его нравственный облик, восприятие дня сегодняшнего». 

Перебирая архивы нашей семьи, я нашел фотографию своего прадеда Лихачева Никиты Егоровича. Вот он бравый офицер царской армии с шашкой наголо (справа). 

Лихачев Никита Егорович
Лихачев Никита Егорович (справа)
мой прадедушка

 А вот здесь прадедушка уже после войны в 1950 году с медалями «За отвагу» и, «За боевые заслуги». 


Лихачев Никита Егорович
Лихачев Никита Егорович
На фронте он был простым рядовым-пехотинцем, прошел всю войну до самого Берлина. Долго не давали ему забыть о себе старые раны. 

Моего деда, Зитова Ивана Игнатьевича, я знал хорошо и очень любил его. Мне нравилось сидеть у него на коленях и слушать истории о том, как он воевал. Очень много о его жизни на войне мне рассказывала мама. 

Зитов Иван Игнатьевич
Зитов Иван Игнатьевич - мой дедушка

Дедушка был призван на фронт совсем молодым зимой 1943-го года. Его направили в летное училище в городе Ташкенте. Несколько месяцев учебы – и вот мой дед уже военный летчик – лейтенант. Долгое время в нашей семье хранились две фотографии: дедушка- курсант военного летнего училища и дедушка с другом- летчиком в летней форме в годы войны. К сожалению, сегодня этих фотографий нет. Не сберегли. 

Лето 1943-го года. Курская дуга. Именно здесь мой дед принял боевое крещение. Битва была страшной. Огонь, дым, груды вывороченной земли и покореженного металла, смерть и боль. В первом же бою самолет моего деда был сбит, а сам он ранен в ноги. После госпиталя летать уже не смог, в армии стал воевать разведчиком.

Дедушка часто повторял: «Жизнь была одна, война одна и смерть одна. Но один умирал человеком, другой подлецом». 

Будучи офицером и сам ежечасно рискуя, дед всегда знал, что самое ценное на войне – жизнь человека. И всегда старался сделать все возможное, чтобы солдаты не гибли напрасно. «На войне я ощущал свою значимость, - говорил дед, - я был человеком, от которого многое зависело». И когда принял роту, был горд. Страх ушел совершенно, потому что появилась ответственность за людей». 

Дедушка вспоминал: как-то телефонист оставил ротный телефон. И дед побежал за ним (уже бой кончился), никого не послал, сам бежал эти сто метров по оврагу под обстрелом. Послать бойца, совсем мальчика, не смог, хотя самому в то время было всего 22 года. 

Мама рассказывала, что, вспоминая войну, дедушка говорил не столько о событиях, сколько о своих душевных переживаниях, о своих чувствах: «Сделать первый шаг под пулю невероятно трудно. Ноги становятся ватными. Какой бы ни был обстрел. Но команда – и идешь, бежишь, удивляешься, что тебя не убили. Дальше уже легче». 

Очень часто мой дед вспоминал своих фронтовых друзей. Имя одного из них – Сергей Цветков. Вместе они брали «языков», ходили на задания к немцам в тыл, спали под одной шинелью, вместе закончили войну, дошли до Берлина. 

Дедушка готовился принять участие в праздничном параде Победы на Красной площади, но болезнь помешала ему сделать это. Я очень люблю своего деда Ивана. Он был смелым, честным, благородным человеком, думал не о себе, а о других. Были бы все такими, как мой дед. Настоящий герой! На фронте он был награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», орденом Великой Отечественной войны 1-й степени, после войны многими юбилейными медалями. 

Моя бабушка Зитова Мария Никитична, мать моей мамы тоже знает о войне не понаслышке.

Зитова Мария Никитична
Зитова Мария Никитична - моя бабушка

Бабушка рассказала мне, что, когда началась война, ей было всего 13 лет: «В июле 1942-го года Воронеж заняли фашисты. Въехали в город на мотоциклах, машинах сытые, холеные, довольные, «шныряли» по квартирам, забирали все ценное, продукты. Молодежь с 14-ти лет забирали в Германию». Бабушка почти всю оккупацию пряталась в погребе. А удирали немцы через 8 месяцев, зимой 1943-го года. От их героического вида не осталось и следа.

Сразу после освобождения Воронежа бабушка стала работать, восстанавливать разрушенный город, завод сельхозмашин. Так она тоже вносила свой вклад в победу над фашистами. 

Праздник Победы – это наш семейный праздник. Каждый год традиционно наша семья собиралась вместе 9-го мая, чтобы отпраздновать этот светлый день, поздравить любимого дедушку. Деда Вани уже нет с нами, но мы по-прежнему в этот день собираемся вместе, чтобы вспомнить деда, своих прадедов, героев Великой Отечественной, чтобы вспомнить страшную, бесчеловечную войну за тем, чтобы она больше никогда не повторялась. 

Моя мама говорит, что «история моей семьи – это история людей, оказавшихся в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». Защищая свою Родину, в российской армии служили мой дядя Зитов Александр и папа Авдеев Виктор. Я тоже стану защитником Отечества. Но это будет уже другая история.

Алексей Авдеев,
 ученик 5 класса Лучановской средней школы Томского района
 Фото из нашего семейного архива

P.S. К сожалению, вся наша семья уже не собирается вместе на день Победы... 

Я живу в другом городе, нет в живых моего папы, тети, дедушки... Но День Победы по-прежнему остается для меня настоящим, ценным семейным праздником... С болью и со слезами на глазах....


Спасибо за Ваше внимание!  
Thank you for your attention!


8 комментариев:

  1. Я внучка воевавшего деда и эта война откликается и во мне. Надеюсь, что моей дочер тоже будет интересна история прадедов. Мой дед не любил рассказывать о войне. Семьи моих дедушек жили тоже не далеко от Воронежа. Села долго находились в оккупации. Из бабушкиного дома немцы стреляли на соседнее село. Дедушки были на фронте, а женщины выживали как могли.
    Вот что меня до сих пор удивляет: каким-то чудом все мы (их потомки) живем сейчас.! Ведь они могли погибнуть каждую минуту. Оба деда вернулись с войны и обе бабушки остались живы.

    Спасибо за вашу историю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, то, что кто-то выжил в этой страшной войне - это чудо! И это наши деды, бабушки!
      Кстати, мой дед тоже не любил о войне с нами - внуками говорить. Точнее, даже никогда и не помню, чтобы рассказывал вот так, запросто... Эх.. сейчас бы спросить... а его уже нет.....
      Надо нам всем как-то сохранить эту память для наших детей и внуков...

      Удалить
  2. Лена, спасибо за твою историю - историю твоей семьи. Напишу и о своей., чуть позже.
    Этот день для меня очень грустный, но торжественный. Слезы - спутник этого дня...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот правда - праздник со слезами.... И это несмотря на то, что два моих деда с войны вернулись....

      Удалить
  3. Лена, спасибо большое за рассказ!!!! Читала и думала о войне, тяжело им пришлось. Как раз на 9 мая бабушка моя рассказывала как их на Украине немцы окупировали и как они при них жили. Страшно, даже не верится, что это с ними было (((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это точно, что просто не верится... Даже представить страшно что нашим бабушкам и дедушкам пришлось пережить! И они выжили! Прошли через эту боль!

      Удалить
  4. Как хорошо, что вы храните эти рассказы. И как хорошо, что Лева будет знать историю страны не со слов политиков (которые меняют свои взгляды ежеминутно), а по истории своей семьи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жалею сейчас, что о многом не спрашивала... ((( Столько утеряно... Про историю полностью согласна! Иногда уже у самой голова кругом идет от того, что сейчас с ней делают... Понятно, что историю переписывали со времен Нестора, а может и раньше, но вот когда это на собственных глазах происходит... становится жутковато даже....

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...