воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Если ребенок не рисует

Очень часто наши родительские мечты и желания по поводу ребенка (его занятий, достижений и просто развития) совсем не совпадают с реальной действительностью. И здесь очень важно вовремя это понять, остановиться, зайти с другой стороны или выбрать другое направление...

До 5,5 лет Левушка у меня не рисовал.
Нет, конечно, он рисовал. Но он рисовал в основном только вместе со мной. Самостоятельной конкретной изобразительной деятельности, когда ребенок рисует не круги и абстрактные линии, практически не было. Это раздражало. Это пугало. Это не нравилось не только мне, но и нашему неврологу.

В начале пути

В начале пути у меня было всё: желание заниматься рисованием и живописью с ребенком, множество разных пособий, альбомов, а также Эрмитаж и Русский музей в реальной досягаемости (и не только они).
Поэтому первый раз кисточку в руки Лева получил где-то месяцев в семь.

Нижний "рисунок" подписан - 7,5 месяцев ))
вверху - год с чем-то...


Интересно что было потом?
Нажимайте кнопку дальше





На этом фото Лёвины рисунки от 11 месяцев до двух лет примерно.

рисунки малышей

На первый взгляд, тут все было хорошо. Но это только на первый взгляд. Ребенок категорически отказался брать в руки пальчиковые краски, соленое тесто, пластилин...

Это продолжалось ОЧЕНЬ долго. Я смотрела на фотографии милых деток, которые с удовольствием возятся в краске и только вздыхала... Чуть позже я еще поняла, что и мечты о ребенке, который выкладывает картинки из круп, сортирует зернышки и тп. - это тоже не про нас.... 

И чего я  (и не только я, но и педагог-психолог детского развивающего центра), не делали.... 
Вот так Левушка прятал ручки...(это на занятии).


Пальчиковые краски - только одним пальчиком соглашался аккуратно рисовать в ванной - и сразу протягивал его мыть ))


А вот так  мы рисовали дома. Кисточкой. Здесь Леве около двух лет.


И вот то, что вы видите на рисунках в самостоятельном рисовании было практически тоже самое до 5,5 лет (с небольшим прогрессом).

ЧТО БЫЛО СДЕЛАНО потом:

1. Мы перебирали руками крупы (просто запускали в различные крупы руки), мы играли с водой...

2. Мы ходили в музеи и смотрели... Ненадолго, но все же. Мы рассматривали репродукции. Я их оставляла на видных местах, заклеивала ими стекла шкафов...

Левушка на занятии в Эрмитаже

3. Мы рисовали шариками, штампами, кляксами, зубными щетками, рисовали машинками, мелками утюгом, рисовали на воде, раскрашивали камушки, рисовали на снегу, делали отпечатки листьев... 

и многое многое другое... 

Осваиваем пипетку
4. Мы ВЫРЕЗАЛИ !!! Много и подолгу!

Механический кот - назвал его Лева. Придуман, вырезан и склеен Левой полностью самостоятельно от ушей и до хвоста.

4. Мы мастерили поделки. Много поделок! (Вот здесь, кстати, у Левы было все очень и очень хорошо)

5. Мы рисовали вместе. И у нас вот что получалось: 

Здесь очень важно, что мы не просто рисовали вместе: мы РАЗГОВАРИВАЛИ в процессе и ИГРАЛИ в сказку - сочиняли ее во время процесса! Это, пожалуй, самое важное.

К сожалению, ни блога, ни дневников в тот период я не вела, поэтому огромное количество информации просто утеряно.... Хорошо хоть фотографировала и сохранила многие работы... Вот  - показываю...

Бабочка. Складываем бумагу пополам (бабочка у нас гигантская - на весь ватманский лист), на ОДНУ половину ребенок наносит краски в хаотичном порядке. Лист складываем пополам. Я вырезала бабочку - раскрыли и получили вот такую цветную )))  Голову и усики потом докрасили.

рисунки малышей

Вместе со мной Левушка даже вот такого Мишаню нарисовал (подписано 3,9). Тут ни черточки не сделано моей рукой. 

НО! С одной стороны это самостоятельная работа, а с другой нет. Мы сказку прочитали про мишку, потом этот белый мишка к нам  в гости пришел, попросил портрет нарисовать его. И мы начали: Лева, посмотри, где у Мишки голова - а какая она, а туловище? А лапки? - все это ощупывается, в воздухе кисточкой прорисовывается. А где у Мишки глазки на рисунке, а носик, а ротик. А на чем он стоит? Давай его на льдинку поставим? Ну как-то так.... Фон делался заранее - валиком.

рисунки малышей

Как-то раз мы делали вот такой гигантский портрет. Жаль, что фото не передает размера... Это когда ребенок ложится, обводишь его контур, а потом закрашиваешь. Левиной работы тут процентов 30%. Но ему очень понравилось )) Всем показывал свой гигантский портрет.


Вот такое море с корабликами мы делали:


Постепенно Лева перестал отвечать бурным протестом на предложение порисовать пальчиковыми красками. Также мы подружились с массой для лепки (не всякой).

Появилась возможность рисовать ладошками


и ножками...


А еще было вот так:
Это такие же условно-самостоятельные работы. Я там ничего не подрисовывала.

2,11

рисунки малышей

2, 11

рисунки малышей

3, 6

рисунки малышей

НО. 
ИТОГО: Истинные самостоятельные работы были по-прежнему вот такие:

рисунки малышей

При этом, на рисунке по словам Лёвы есть: лебедь (он ее закрасил), мама, папа (тоже порядком закрашенные), орел, снег, дождь, змея, поезд. И моя фиолетовая рыбка в левом углу.

То есть, они рисует и проговаривает то, что рисует. Он рассказывает историю.

Вот, кстати, лебедь до закрашивания.

рисунки малышей

 А еще, Лева игнорировал раскраски....

ПЕРЕРЫВ

И вот, в Левином возрасте чуть больше четырех лет я как-то выдохлась. Пережила весь спектр различных чувств и продолжала рисовать и лепить сама. А Лева рисовал рядом со мной бесконечные круги рельс и дорог... При этом приносил из детского сада идеальные рисунки по шаблону....

В 4,5 года - после месяца на море, произошел прорыв. Ребенок перестал бояться любых контактов ладошек с красками, песком, тестом, и пластилином. И он целый год самозабвенно лепил. Сначала нечто, ведомое только ему, потом вполне конкретные предметы. Но больше всего он лепил роботов, человеков-пауков, трасформеров... В день уходила пачка пластилина. И все запрещалось разбирать )) Потом наконец-то наш пластилин стал получать вторую жизнь )). 

А в самостоятельном рисовании наша жизнь тогда выглядела примерно вот так:

рисунки малышей



Ближе к пяти годам вот так: на рисунке мишка изображен.

рисунки малышей

Здесь подписано: пять лет

рисунки малышей


Иногда  я все же садилась рядом с Левой и тогда мог получится вот такой натюрморт.

Кстати, крест слева - это результат похода на очередную выставку в Эрмитаж.  Привозили шедевры из коллекции Прадо... Вот, в итоге к натюрморту пририсовал крест. (далеко не сразу после выставки, причем).
 




САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ с 5,5 лет

Один раз, летом к нам в гости приехала девочка семи лет - Лёвина двоюродная сестра Соня. Играли они, играли и Соня сказала: хочу рисовать. Мы ей выдали бумагу, краски, кисточки и она стала рисовать... И Лева сел рисовать вместе с ней. Нет, он сто раз видел рисующих детей. И рисовал рядом с ними. Но именно после этого он стал рисовать и раскрашивать. предметно, и очень МНОГО.

Представляю наш путь в рисовании с 5,5 до шести лет. Все эти работы Лёва нарисовал исключительно самостоятельно.

Наши первые человечки.


Трансформеры



Захотел срисовать (!) картинку с любимой книжки.


Муми-тролль.


Герой Бен-10


Это замок. Там живет наша семья.
 В центре Лева, по бокам - Я и папа, внизу - голова бабушки торчит и кот наш рядом гуляет.


Это верблюд везет товары через пустыню.


Рыцарь.

Этот же рыцарь сражается с драконом.




Ракета с космонавтами.


Это Лёвин рисунок для занятия Норвегия: музыка и тролли





А самостоятельное рисование в присутствии мамы теперь выглядит вот так:





Галерея рисунков от шести лет (скоро здесь появится ссылка).


Спасибо за Ваше внимание!
Thank you for your attention!

 

Текст, фото - авторские. Использование разрешается только при наличии индексируемой гиперссылки.  Copyright ©create-play.blogspot.ru2013 

27 комментариев:

  1. Лена, вот читаю твой пост и ловлю себя на ощущении, что читаю классную книгу арттерапевта! Хочется читать-читать и купить всю книгу! Пора печататься!
    Спасибо тебе, читала и выписывала техники, которые уже подзабыла, но у меня появился клиент, которому они необходимы.Например, рисовать всеми предметами из окружения, пипеткой капать на лист, бабочки гигантские (я работаю в такой технике, но на А4, а вот на большом формате рисовать не пробовала - это ведь такая ресурсная техника! Огромное спасибо!!!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ))) Спасибо, Алена, буду рада, если что-то пригодится тебе в работе и поможет какому-нибудь малышу. ))
      Про книгу )) Эх.. надо было всё все эти годы записывать ))

      Удалить
  2. С огромным-преогромным интересом прочла обобщение опыта!
    Я же говорю: талантливый Ваш сынок! То ли еще будет!

    ОтветитьУдалить
  3. Ой, знаю кучу детей, особенно мальчиков, которые начинают что-то делать сами, когда родители теряют надежды и "отстают". Очень это выражено у мальчиков. Девочки изначально хотят нравиться, хотят одобрения. А мальчики делают только то что сами решили. И им на похвалы как-то фиолетово. А мамы часто просто чего-то хотят больше собственного ребёнка, вот они, как истинные джентельмены, уступают увлечённой женщине))))))
    А ещё, я вот противник рисования руками и пальцами. Ну нельзя прийти в Русский музей, смотреть Серова, а потом прийти домой и рисовать руками и ногами. Ну это совершенно меняет отношение к искусству, как к труду, как к ремеслу. Это какая-то придумка детских психологов, но никак не художников.
    Елена, извините за "невосторженный" комментарий))) А дети все очень толантливы и все могут рисовать. Ведь лист бумаги для них целый мир, и в этих каляках жизнь похлеще самых захватывающих мультиков. Только не надо рисовать каляки ради каляк.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, отвечу по-быстрому только на одну часть )) (на остальное пока не могу - некогда).
      Руками и ногами после созерцания Серова не только можно, но и нужно )) Но не обязательно, конечно )))
      Вообще, немного удивлена этой твоей точкой зрения, так ка знаю, что ты у Рафо Асланяна училась ))) Рисовать можно чем угодно и носом и всем телом )) Я лично у него в мастерской пальцами маслом рисовала и он тоже ))

      по остальным пунктам и девочкам тоже отвечу позже ))

      Удалить
    2. ( а у меня как раз времени сейчас много))))
      Лена, спросите у Асланяна, он свою технику нашёл ведь не сразу. Сначала он учился академической живописи. И никакой авангардист, по крайней мере до начала 20го века не начинал с авангарда. Все прекрасно знали академическую школу. Видели ведь ранние работы Малевича! А любой с улицы знает только чёрный квадрат и говорит всем, что он может рисовать не хуже.
      Это как в музыке. Маленьким детям не разрешают блямкать по клавишам неистово и играть ногами. Приучают в первую очередь уважение к инструменту. А уж потом научившись осторожно нажимать клавиши и извлекать звук, а не шум, позволяют импровизировать сколько захочется. Это относится к деткам в музыкальных семьях.
      И Асланян в этом, думаю, будет со мной полностью согласен. =)
      Мы с мужем не позволяем детям портить краски и просто переводить листы. И на себе рисовать тоже))) Муж в этом плане даже более критичен, чем я) Но его мнению я полностью доверяю, потому что он художник, сын художников, рос именно в этой среде, и рассказывал как его воспитывали. Это безумно интересно. Его родители поистине воспитали художника и не одного (и брат и сестра художники)

      Лен, но я не в критику того, чем вы с сыном занимались. Вообще меня поражает как много вы в него вкладываете. Это я просто против новомодного и захлестнувшего все развивающие программы для малышей. Один кто-то придумал для развития моторики маленьких детей, чтобы им было интереснее. Кто-то в Америке хорошо раскрутил каляки своего ребёнка. А у нас понеслось... Мамы скупают пальчиковые краски и балдеют от шедевров детей. Дети получают неверное представление о рисовании и о себе.

      Удалить
    3. А вот ещё интересно как это у детей включается всё) вот не рисовал, зарисовал вдруг. Не пел и вот запел))) А самое главное что мама до этого заложила. А ещё главнее что в нём изначально заложено) Вот не рисовал не рисовал, а потом вдруг запел))))
      У меня Анютка вдруг в 4 года начала столы сервировать. Вот ни кто так не делает специально, гостей на застолья мы мало приглашаем. И не знает ребёнок правил сервировки кроме основных. А ведь как красиво всё раскладывает... ))))))))))

      Удалить
    4. Начинаю отвечать ))) По-порядку: )))

      Часть 1. (не дает одним сообщением)
      - Да, это все я и про Асланяна знаю, и про Малевича и про всех остальных ))

      Но! Высказываю сейчас свое мнение: Это дети ))) В художку не зря с 11 лет берут! На мой взгляд и речи не может быть о каких-то академических рисунках! Я не учу, не учила, и никогда не буду учить маленького ребенка например, рисовать ёлку. Я дам ему возможность прочувствовать эту ёлку!

      Как он ее в итоге изобразит - это его дело )) Академическому рисунку пусть его потом профессионал в художке учит (если, конечно, ребенок сам захочет туда пойти). Можно ведь в совершенстве владеть техникой рисунка и при этом быть никаким художником. А ремесленничество для меня - это когда всей семьей художники на продажу вот уже "сто лет" сирень шлепают. Какое уж тут искусство...

      Ребенок не знает как правильно рисовать. Кстати, у Асланяна очень трепетное отношение именно к детскому рисунку. Он это не раз говорил и подчеркивал. Детские линии чисты и независимы от академических точек зрения ))
      Они живые.

      А сейчас, во многом благодаря некоторым мамам, которые требуют от педагогов в худ. студиях немедленной красивости и похожести - у детей это исчезает. Я два года вела творческую студию в детском центре - дети приходят с диким ступором перед чистым листом - то есть с тем, что так характерно для взрослых!!! Вместо свободного рисования дети-дошкольники рисуют буквы!!!! Этим детям не нужна академическая живопись! Они боятся красок, они боятся линий, они боятся изобразить что-то некрасивое, то, что не понравится маме... и тп.п Я с ними работала через сказку.

      - Про музыку. Левин папа музыкант. ОН не разрешает ему свободно трогать его инструменты (только под строгим его присмотром и очень аккуратно). В первую очередь из-за того, что инструменты концертные, дорогие, поломка очень нежелательна. Также у Левы есть свои инструменты, которые ему отдал папа - с ними он может обращаться как ему угодно. Взять в любое время гитару или флейту извлекать какие угодно звуки. Также с 3 до 4 лет Лева занимался индивидуально с преподавателем музыки - мы готовились поступать на дошкольное отделение муз. школы. У нас были строгие уроки по 30 минут. А потом минут 10 преподаватель разрешала извлекать любые звуки! Это звуки, а не шум! Ребенок должен их прочувствовать. Конечно, не топором по клавишам стучать )) Но как ребенок поймет как погромче, как потише, если сам все не попробует ))

      Поэтому в рисовании ногами не вижу ничего страшного )) Ни о каком неуважении тут речи не может быть )) Это развитие, познание. Чувственное развитие. Это не порча красок )))

      Про рисование на себе - обожала в детстве раскрашивать себе лицо пока мама с папой не видят )) Они про это до сих пор не знают. Перед их приходом я тщательно все смывала.

      И... вот честно... не думаю, что художника можно воспитать... можно привить вкус, любовь к живописи, можно обучить технике... Но не факт, что человек будет художником после этого (хотя он и Союзе может при этом состоять). Кто-то будет, а кто-то просто будет деньги этим ремеслом зарабатывать.

      Про программу для малышей (об американских каляках). Наталья, я с вами полностью тут согласна. Там ведь правильно по маркетингу все выстроено и каляки продаются... (во взрослой живописи и рисунке и т.п. тоже самое ведь происходит по сути. Кто сумел, тот и съел...а не тот, кто достоин). Но )) Мамы имеют право восхищаться любыми каракулями своего малыша, будь они сделаны хоть пальчиковыми красками, хоть гранатовым соком )) Если кто-то захочет ЭТО купить - это его право ))

      НО. Рисование в детском возрасте - ЭТО НЕ ИСКУССТВО. Это способ познания мира, способ познания себя самого. Навязывать ребенку в этом рамки для меня немыслимо, также как предлагать готовые шаблоны как должен выглядеть этот мир. Самое главное для меня было - как раз сохранить ту детскую свободу, которая исчезает у многих взрослых. Именно поэтому я не повела Леву ни в какую худ.студию, а занималась с ним дома сама. Я просто боялась, что кто-нибудь что-нибудь испортит неосторожным шаблонным действом...


      Удалить
  4. Часть 2 ))

    - Наталья, в начале статьи я написала, что наше отсутствие предметного рисования не нравилось не только мне, но и неврологу. И тут дело не столько в различии мальчиков и девочек, сколько в определенных неврологических проблемах, на которые можно забить в дошкольном возрасте. Но они обязательно дадут о себе знать в школе. Ребенок, который в 4 года не может САМ нарисовать человека, дом и прочие простые предметы нуждается в помощи определенного рода. И как, правильно Алена Решетова выше сказала - в чем-то по-сути, это была арт-терапия. Хотя, я конечно, не будучи никаким арт-терапевтом об этом и не думала. Мальчики, кстати, нуждаются в похвале и одобрении не меньше девочек, а в чем-то даже больше )) Мужчину похвали - он горы потом свернет ))

    ПОЭТОМУ: ))) краткий итог: я описала свой опыт - как вывести ребенка из "нерисующего" состояния. Не используя шаблонные приемы, максимально сохраняя его индивидуальность ))) Это мое мнение. Мой опыт. )))

    Если что ))): Я ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ уважительно отношусь к академической школе ))))))

    Очень интересно было выслушать твою точку зрения!!!

    СПАСИБО за твое внимание! ))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. И с каждым твоим словом я согласна! У тебя абсолютно правильный подход. И думаю, кто будет читать наш диалог много для себя возьмёт)
      У вас потрясающая семья и трепетное отношение к ребёнку, уважительное, сохранительное. Я если честно номного подумала в другом направлении, почему ребёнок не рисует. У меня перед глазами просто сейчас 2 мальчика, мамы которых так хотят чтобы они развивались, а мальчики в ступоре и отстают. Потому и написала. Я писала не про то что им не нужна похвала, а про то что нужно отпустить ребёнка мысленно. им необходимо именно самим начать.
      Мы ходили в детский центр и меня там убило рисование для малышей. при чём педагог уверяла что это супер методика, развивающая творческие способности детей. На мой взгляд это просто свинство с краской. И куда не пойдёшь одно и то же. Наверно это просто в Рязани так или мы ещё мало где были.
      Ценно, что ты знимаешься сама.

      Удалить
    2. Елена, я в восхищении от того, сколько Вы занимаетесь с сынулей!

      Удалить
    3. Ирина, спасибо!

      Наташа, да, комментарии больше чем сам пост получились ))

      Удалить
  5. Ух, какая интересная выставка работ! Посмотрела с удовольствием, спасибо.

    У меня тоже набралась внушительная коллекция дочкиных работ. Скоро буду показывать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! )) С удовольствие посмотрим вашу коллекцию! ))

      Удалить
  6. Очень интересная статья - научная работа целая! Но меня не покидало ощущение, что Лева подсознательно чувствовал Ваше большое желание и противился этому. А потом увидел, что давление ослабло и спокойно начал рисовать. У меня было что-то похожее с чтением. Я играя занималась с Кубиками Зайцева, рисовали буковки, делали из них человечков, лепили их и много чего еще, но Сашенька, упорно игнорировал чтение. А как только я на некоторое время перестала ему напоминать о буквах - начал читать сам (в 3,5 года). И не просто читать, а "в запой".
    Кстати о рисовании. Саша с рождения рисует все одним контуром. Рраз - птичка или динозавр. И никакой раскраски! А потом был период, когда он стал раскрашивать полосочками всех цветов радуги. Я даже психологу носила. Ответ мне был: "Раз цвета яркие, значит все хорошо!" :) Даже сейчас, когда ему 11 лет, предпочитает контурное рисование. Некоторое время назад мне пришло в голову, что такая методика им выбрана из-за торопливости перенести мысли на лист бумаги. Будто боится, что они вспорхнут и улетят как птички. :)
    И еще одна мысль пришла. Я, когда сын пошел в школу, боялась потери индивидуальности. В классе народу много и учителю проще, если все дети одинаковы. И что бы я ни закладывала до школы, сейчас приходится проводить постоянную "коррекцию" (поскольку не все, что деточка приносит из школы, мягко говоря, полезно). Это я говорю к тому, что Вас ожидает такая же работа, только в области рисования. :) Какой попадется педагог ИЗО - еще не ясно. Нам с рисованием повезло. Чудесная учительница. Рассказывает и показывает множестве техник, они рисуют под классические произведения, пытаясь показать свое видение персонажей и настроение в целом.
    Ну и теперь о главном. :)У Вас описаны чудесные варианты арт-творчества. Спасибо за них большое, многое взяла на заметку! Теперь, благодаря Вам, наша домашняя мастерская станет еще интереснее!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну... может есть какая доля правды... но не знаю... я не так прямо чтобы наседала. Скорее, переживала в глубине души. Ведь, на самом деле, ребенка не нужно учить рисовать - дети рисуют сами независимо от того, учишь их или нет. И здесь все же есть определенные возрастные нормы развития. А вот если ребенок глубоко в эти нормы не укладывается... есть о чем задуматься...

      Что Саша рисует одним контуром - это здорово на самом деле. Не каждый взрослый так может!
      А школа... да.... все еще впереди......

      Спасибо за ваш отзыв!

      Удалить
  7. ОООчень похожая история была у нас. По-моему с детьми очень хорошо работает 1. Игра в сказку и в творчество, а не рисование само по себе 2. Отсутсвие давления. А ведь стоит просто расстроится когда ребенок отказывается рисовать, и это уже подсознательно тяготит ребенка. У нас все было почти слово в слово так же ))) Начиная от того, что я очень хотела чтобы ребенок рисовал, а он ну никак не рисовал ))) И заканчивая тем, что вдруг он начал в запой рисовать, когда я просто "забила" на эту сферу развития и стала просто иногда играть с бумагой и карандашом )) Сейчас за день может весь альбом изрисовать - громадными, полноценными рисунками )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, мы со сказкой и рисовали... Со мной-то в игре он рисовал... а вот сам нет. Сейчас да - тоже бумага пачками уходит )))

      Удалить
  8. Огромное спасибо за такой обобщенный опыт! Восхищаюсь вашей верой в ребенка!
    А комментарии к этому посту можно отдельной статьей публиковать. Хотя с рисованием у нас похожая история, теперь мы просто играем в рисование - и все от этого получают удовольствие: я расслабилась, что он не рисует, а он с удовольствием стал играть с красками и карандашами.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за вашу оценку! Вот читаю комментарии и понимаю, что мы не одиноки. А ведь смотришь обычно блоги - редко кто о проблемах пишет....

      Удалить
  9. У меня оба ребенка рисующие, и мне всегда казалось ерундой, когда мамы говорят: "мой не любит рисовать". Думала, что это они просто не умеют заинтересовать. Но, глядя на ваш опыт, убедилась, что такое может быть. Ведь сколько сил, терпения и такта вы вложили! С другой стороны, все это, конечно же, не прошло даром. Лева же все-таки зарисовал! Просто у него это как-то накапливалось внутри. И если бы не ваши занятия с ним, возможно, он никогда бы не "раскрылся". Вы большая молодец, что нашли правильный подход к своему сыночку!
    А насчет пальчиковых красок - оба мои тоже ими никогда не рисовали. И даже не от того, что запачкаться боялись, у нас с этим проблем нет :) Просто не тянуло - и все. Пока маленькие были, обходились маркером, фломастерами, восковыми мелками, обычными мелками. Первые свои "понятные" картинки дочка, вообще, в песочнице палочкой рисовала. А дома были все те же маляки :) Потом научились держать карандаш и кисточку. Пальчиковые краски как-то мимо нас прошли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо за отзыв! Да, пока сам не столкнешься - иногда и не понимаешь - как так может быть... Мне вот тоже было непонятно. Я сколько себя с детства помню - рисовала всегда - в любое время дня и ночи )) Обычно ведь дети рисуют... и только к взрослой жизни многие перестают полностью это делать...

      Про пальчиковые краски - интересно! Да... все ребятишки разные, конечно )))

      Удалить
  10. По-моему стал рисовать потому, что время пришло. Мой тоже не рисовал, брезгливо отдергивал руки от пальчиковых красок, не мог перенести, если вдруг краска попадала на руки. На мои предложения порисовать категорически отказывался. Я не делала ничего! Рисование было только в д/саду - но там больше вредили, т.к. водили его рукой или подрисовывали. И в музыкальной школе с 5 лет раз в неделю - тут "рисовал" самостоятельно. Ближе к 6 прорвало. Стал рисовать и дома. Не так хорошо, как ваш сын. Но появились законченные сюжеты, похожесть. Возможно ещё сыграло роль, что в садике много раскрашивал (он в логопедической группе).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Время должно быть прийти несколько раньше - года так в два с половиной ))) Но оно не пришло - пришлось помогать )))
      Кстати, если ребенок в логопедической группе - это объясняет в чем-то проблему с поздним рисованием. Я читала, что это проблемы с речью очень с этим связаны! Мы, кстати, тоже клиенты логопеда....

      Удалить
  11. Лена, читала с наслаждением, потому что через рисунки так интересно было просматривать изменение мироощущения, на некоторых рисунках чувствовались поиски себя, чувствовалось, что приходит потом осознание образов, перенесение их на бумагу. здорово! интересно! и самое главное ребенок смог раскрыться при чуткой и любящей маме!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, спасибо за внимание! Да, интересно так прослеживать путь осознания мира, себя... )) Не зря рисунок очень много значит в психологии!

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...